Новые требования к интернет-рекламе закреплены в ст. 18.1 Закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ "О рекламе", действующей с 1 сентября 2022 года.
С 1 сентября 2023 года вступают в силу нормы, устанавливающие ответственность за неисполнение требований по передаче информации об интернет-рекламе в единую систему учета и за распространение такой рекламы без специального идентификатора. Данные нарушения влекут за собой административные штрафы согласно части 15-17 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С 1 сентября 2022 года реклама, распространяемая в интернете, должна содержать пометку "реклама", указание на рекламодателя и (или) сайт, содержащий информацию о рекламодателе. Распространение интернет-рекламы допускается при условии присвоения ей идентификатора – уникального цифрового обозначения, предназначенного для обеспечения прослеживаемости распространенной в интернете рекламы и учета информации о ней.
Рекламодатели, рекламораспространители и операторы рекламных систем (за исключением операторов социальной рекламы) обязаны предоставлять информацию о своей интернет-рекламе надзорным органам.
Для корректной работы с интернет-рекламой необходимо внимательно анализировать информацию и определять, какая часть из нее является рекламой. Также необходимо правильно организовать процесс передачи данных о рекламе в Роскомнадзор и ЕРИР.
Разграничение рекламы и другой информации о товарах и услугах
Чтобы определить, является ли информация рекламой, необходимо обратиться к статье 3 закона №38-ФЗ. Реклама должна быть распространена любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования.
Согласно статье 2 закона №38-ФЗ не считаются рекламой справочно-информационные и аналитические материалы, вывески и указатели без рекламных сведений, информация о товаре, изготовителе или экспортере на самом товаре или его упаковке. Упоминания о товаре или его характеристиках в произведениях науки, литературы и искусства также не считаются рекламой.
Разъяснения по вопросам, касающимся интернет-рекламы, ФАС России размещает на своем официальном сайте (в разделе "Реклама в интернете": fas.gov.ru/pages/reklama_v_internete) и в телеграм-канале (t.me/s/fasrussia), в том числе в виде ответов на вопросы, памяток и карточек.
Выделим несколько позиций ФАС, которые касаются разграничения рекламы и другой информации в интернете.
1) Не относится к рекламе единообразная информация о производимых или реализуемых товарах, размещенная на сайте, страницах в соцсетях, в мобильном приложении владельца агрегатора информации о товарах (услугах), если указанные сведения: предназначены для информирования посетителей/пользователей соответствующего ресурса об ассортименте товаров, условиях их приобретения, ценах и скидках, правилах пользования; сгруппированы по определенным рубрикам, разделам, категориям.
2) Информация, содержащая одинаковый набор сведений об организациях, производимых или реализуемых ими товарах, оказываемых услугах, которая сгруппирована по определенным рубрикам и размещена на сайте, представляющем собой каталог, носит справочно-информационный характер, так как направлена на извещение потребителей о существовании предлагаемых к продаже товаров (услуг). При размещении кратких информационных сведений не выполняется такая задача, стоящая перед рекламой, как поддержание интереса к конкретному юридическому лицу и его товару, поскольку подобная информация, размещенная среди однородных сведений о многих юридических лицах, не позволяет выделить какое-либо одно лицо, товар и сформировать к нему интерес.
3) Не является рекламой информация о производимых товарах, оказываемых услугах, организуемых выставках и подобных мероприятиях, которая размещена на сайте, страницах в соцсетях, в мобильном приложении производителя таких товаров, лица, оказывающего услуги, организатора мероприятий. Если цель размещения – проинформировать посетителей/пользователей ресурса об ассортименте товаров, услуг данного лица, организуемых им мероприятиях, условиях приобретения товаров, услуг, участия в мероприятиях, ценах и скидках, правилах пользования.
4) Не является рекламой информация о реализуемых товарах разных производителей, которая размещена на сайте, страницах в соцсетях, в мобильном приложении продавца этих товаров и предназначена для информирования посетителей/пользователей об ассортименте товаров, условиях приобретения, ценах, скидках, правилах пользования. Размещенные на соответствующих ресурсах сведения о хозяйственной деятельности компании, проводимых акциях и мероприятиях, контрагентах (партнерах) и т. п. также не являются рекламой. Но размещаемая на сайте, в соцсети, мобильном приложении продавца товаров разных производителей информация, которая направлена не столько на информирование потребителя об ассортименте товаров, работ, услуг или о деятельности компании, в том числе о ее контрагентах (партнерах), сколько на привлечение внимания к конкретному товару, работе, услуге и их выделение среди однородных товаров, работ, услуг, может признаваться рекламой. Пример такого размещения: стационарный баннер, отображаемый на каждой странице сайта и не связанный с содержанием этих страниц.
5) Может быть признана рекламой размещаемая на сайте, странице в социальных сетях, мобильном приложении производителя или продавца товаров, лица, оказывающего услуги, организатора мероприятий информация о других хозяйствующих субъектах, которая привлекает внимание именно к этим субъектам, а не к деятельности лиц, на ресурсах которых эта информация размещается.
6) Не является рекламой размещаемая на сайте компании или мероприятия информация о спонсорах/партнерах с изображением их товарных знаков (логотипов), если сведения размещаются в специальном разделе сайта, посвященном описанию спонсоров/партнеров и не формируют интерес непосредственно к спонсорам, а спонсоры не являются самостоятельными объектами рекламирования.
7) Не подпадает под понятие рекламы информация, предоставляемая поисковой системой по запросу пользователя. В отдельных случаях, когда на странице результатов поиска, помимо сведений, выданных по запросу, также размещается информация, направленная на привлечение внимания к конкретному товару и его выделение среди однородных товаров – например, в виде всплывающего баннера или сведений, размещенных через систему размещения контекстной рекламы, – она является рекламой.
8) Не относятся к рекламе размещаемые в специальных разделах отзывы покупателей о товарах.
9) Не может расцениваться как реклама информация на личной странице пользователя социальной сети, представляющая собой его личное мнение или отношение к какому-либо товару. Но если в такой информации содержатся сведения, направленные на формирование интереса к товару и его продвижение на рынке, например за счет чрезмерного описания товара и его достоинств, призывов к покупке, она может быть признана рекламой.
10) Призыв лица подписаться на его каналы или группы в социальных сетях, посетить его иные интернет-ресурсы – не реклама. Призыв подписаться на страницу в социальной сети или посетить сайт другого лица относится к рекламе, если содержит указание на товар или услугу, которые производятся или реализуются владельцем страницы/сайта, дает их характеристики, призывает к покупке товара (услуги).
11) Объявления о вакансиях, содержащие наименование работодателя, профиль деятельности организации, требования к кандидатам и другие сведения о предлагаемой работе – не реклама. Но если в описании вакансии сделан особый акцент на лидирующей позиции компании в своем сегменте или на реализуемых ею товарах, что не связано напрямую с условиями труда, такая информация может быть признана рекламой.
12) Информация о розыгрыше призов в большинстве случаев не является рекламой. В качестве приза может быть указан конкретный товар, но без описания свойств, характеристик, указания цены и других сведений, привлекающих к нему особое внимание. Если на интернет-ресурсе размещается информация о розыгрыше, который проводится не владельцем этого ресурса, и в ней содержится описание достоинств товара, указанного в качестве приза, она может быть рекламой.
13) Обзор товара или нескольких однородных товаров на тематическом ресурсе, например в блоге, – не реклама, если обзор подходит под тематику, сделан в едином обычном стиле, не содержит призыва к покупке.
14) Анонсы мероприятий на сайте или в группе в соцсети, где размещаются новости района или города, не являются рекламой, если относятся к тематике сайта и оформлены в едином стиле. Анонс может быть рекламой, если в нем содержится объект рекламирования (например, если размещается информация о предстоящей велогонке и приводится подробная информация о призах: производитель, модель, конкретные характеристики).
15) Объявление в группе профессионального сообщества в соцсети – не реклама, если оно соответствует тематике сообщества и выполнено в едином обычном стиле. Размещенное на таком ресурсе объявление может быть рекламой, если не подходит под тематику.
16) Органичная интеграция в материалах блогеров, то есть упоминание товара, изготовителя или продавца, органично интегрированное в произведение, не является рекламой. Пример: упоминание косметических новинок в видеороликах или постах бьюти-блогеров, использование по назначению одежды, посуды, продуктов в роликах. Если же в видео акцентируется внимание на товаре: описываются его характеристики и свойства, отмечается положительное отношение блогера к нему, такое упоминание не будет считаться органичной интеграцией и может быть признано рекламой.
Важно! Чтобы определить, является ли материал рекламным, необходимо проверить наличие следующих признаков:
✔️ есть конкретный объект рекламирования;
✔️ цель размещения информации заключается в формировании или поддержании интереса к товару или услуге;
✔️ информация адресована неопределенному кругу лиц.
▌Уведомление для пользователей сайта
Настоящим информируем, что сведения, размещённые на настоящем ресурсе, соответствуют действующему законодательству на дату публикации.
При принятии юридически значимых решений настоятельно рекомендуем удостовериться в актуальности применимых правовых норм.
В рамках нашей компетенции мы оказываем следующие услуги:
✔️ проведение специализированных семинаров и вебинаров;
✔️ комплексная юридическая консультация;
✔️ экспертная оценка правовой ситуации;
✔️ консультирование по вопросам налогообложения;
✔️ выработка индивидуальных рекомендаций с учётом специфики ситуации клиента.
Настоятельно рекомендуем получить профессиональную консультацию перед принятием важных решений.
Все материалы сайта защищены авторскими правами
POWER Full 14
POWER Full 14
POWER Full 14
POWER Full 14
Оставляя заявку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и с условиями бронирования счёта