СЕМИНАРЫ
И ТРЕНИНГИ В МОСКВЕ



ЭКСКЛЮЗИВНЫЕ
СЕМИНАРЫ



СЕМИНАРЫ
ЗА РУБЕЖОМ



СЕМИНАРЫ
В РОССИИ



КУРСЫ
В МОСКВЕ




ВЕБИНАРЫ



КОНСУЛЬТАЦИИ



КОРПОРАТИВНОЕ
ОБУЧЕНИЕ



ЮРИДИЧЕСКИЕ
УСЛУГИ
Телефон
Статьи
РУБРИКИ :
Бухгалтерский учет и налогообложение
Право
Финансы
Управление и менеджмент
Кадровый менеджмент
Маркетинг
Продажи
Сервис, работа с клиентами, обслуживание клиентов
Реклама и PR
Деловая коммуникация
Оптимизация налогообложения


"Основные изменения, внесенные в часть 2 НК РФ, с 2009 г."

Автор - Климова М. А.

ОСНОВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ, ВНЕСЕННЫЕ В ЧАСТЬ 2 НК РФ, С 2009 Г.
(для налогоплательщиков, применяющих общий режим налогообложения)

НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ

Суть новшества: Веден порядок выставления счетов-фактур на суммы авансов и предоплаты. Вычет НДС с сумм авансов и предоплаты у покупателя.

Комментарий: с 2009 г. следует выставлять счета-фактуры не только при отгрузке товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав, но и при получении сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав - не позднее пяти календарных дней считая со дня получения сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.
П. 51 ст. 169 определяет порядок заполнения счета-фактуры при получении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.
Эти правила применяются при отгрузке товаров (выполнении работ, оказании услуг) и при передаче имущественных прав, осуществляемых начиная с 1 января 2009 года.
Покупатель имеет право принять к вычету НДС с сумм предоплаты или авансов после перечисления суммы оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.
Вычет производится на основании счетов-фактур и документов, подтверждающих фактическое перечисление сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, при наличии договора, предусматривающего перечисление указанных сумм, покупатель принимает соответствующие суммы НДС к вычету.
Суммы налога, принятые к вычету покупателем, подлежат восстановлению в случае перечисления им сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.
Восстановление сумм налога производится покупателем в том налоговом периоде, в котором суммы налога по приобретенным товарам (работам, услугам), имущественным правам подлежат вычету или в том налоговом периоде, в котором произошло изменение условий либо расторжение соответствующего договора и возврат соответствующих сумм оплаты, частичной оплаты, полученных налогоплательщиком в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.
Восстановлению подлежат суммы налога в размере, ранее принятом к вычету в отношении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок.

Нормативный документ: п. 3 ст. 168 НК РФ в ред. Федерального Закона от 26.11.2008 № 224-ФЗ;  пп. 3 п. 3 ст. 170, п. 12 ст. 171, п. 9 ст. 172 НК РФ, введенные Федеральным законом от 26.11.2008 № 224-ФЗ; п. 11 ст. 9 Федерального закона от 26.11.2008 № 224-ФЗ


Суть новшества: При осуществлении товарообменных операций, зачетов взаимных требований, при использовании в расчетах ценных бумаг отменен порядок уплаты суммы НДС на основании отдельного платежного поручения

Комментарий: При осуществлении с 1 января 2009 года товарообменных операций, зачетов взаимных требований, при использовании в расчетах ценных бумаг суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении им товаров (работ, услуг), имущественных прав, принятых к учету до 31 декабря 2008 года включительно, подлежат вычету в соответствии с главой 21 НК РФ в редакции, действовавшей на дату принятия к учету указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав.

Нормативный документ: исключены абз. 2 п. 4 ст. 168, п. 2 ст. 172 НК РФ; п. 12 ст. 9 Федерального закона от 26.11.2008 № 224-ФЗ


Суть новшества: Установлены новые (дополнительные) основания уплаты НДС через налогового агента

Комментарий: а) при реализации (передаче) на территории Российской Федерации государственного имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, составляющего государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования;
б) при реализации на территории Российской Федерации имущества, реализуемого по решению суда (в том числе при проведении процедуры банкротства в соответствии с законодательством Российской Федерации).
Эти правила применяются при отгрузке товаров (выполнении работ, оказании услуг) и при передаче имущественных прав, осуществляемых начиная с 1 января 2009 года.
На суммы предоплаты и авансов налоговые агенты счета-фактуры не выставляют.

Нормативный документ: п. 3, 4 ст. 161 НК РФ в ред. Федерального Закона от 26.11.2008 № 224-ФЗ; п. 3 ст. 168, п. 5, 6 ст. 169 НК РФ; п. 11 ст. 9 Федерального Закона от 26.11.2008 № 224-ФЗ


Суть новшества: Отменена обязанность по начислению и уплате в бюджет НДС при выполнении СМР для собственного потребления

Комментарий: Вычеты НДС при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления, связанных с имуществом, предназначенным для осуществления операций, облагаемых налогом, стоимость которого подлежит включению в расходы (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций, производятся на последнее число каждого налогового периода
Суммы налога, исчисленные налогоплательщиком при выполнении с 1 января 2006 года до 1 января 2009 года строительно-монтажных работ для собственного потребления и не принятые к вычету до 1 января 2009 г., подлежат вычетам в порядке, действовавшем до 2009 г. (т.е. по мере уплаты налога, исчисленного налогоплательщиком при выполнении СМР для собственного потребления, в бюджет).

Нормативный документ: абз. 2 п. 5 ст. 172 в ред. Федерального закона от 26.11.2008 № 224-ФЗ; п. 13 ст. 9 Федерального закона от 26.11.2008 № 224-ФЗ


Суть новшества: Не облагается НДС вы-ручка по операциям  реа-лизации лома и отходов черных металлов

Комментарий: Льгота обязательна к применению  налогоплательщиками, осуществляющими соответствующие операции. Отказ от нее по желанию налогоплательщика не предусмотрен

Нормативный документ: пп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ


Суть новшества: Освобождается от налогообложения ввоз на таможенную территорию РФ технологического оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в России

Комментарий: Правительство должно утвердить Перечень такого оборудования. Освобождение от налога будет применяться  только к объектам, включенным в Перечень.
В то же время, если с 2009 г. осуществляется ввоз оборудования, комплектующих и запасных частей к нему для вклада в уставные (складочные) капиталы организаций, эти операции, ранее освобожденные от налога, подлежат налогообложению, если само оборудование не включено в указанный Перечень.

Нормативный документ: пп. 7 ст. 150 НК РФ


Суть новшества: Срок, отведенный для документального подтверждения экспортером ставки 0 %, удлинен с 180 до 270 дней на период 1 июля 2008 года по 31 декабря 2009

Комментарий: П. 9 ст. 165 НК РФ отводит налогоплательщикам 180 дней, считая с даты помещения товаров под таможенные режимы экспорта, международного таможенного транзита, свободной таможенной зоны, перемещения припасов, для документального подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов
Этот срок, а также предусмотренный пунктом 9 статьи 167 НК РФ момент определения налоговой базы, связанный со сроком представления таких документов, увеличивается на 90 дней в случае, если товары помещены соответственно под таможенный режим экспорта, международного таможенного транзита, свободной таможенной зоны, перемещения припасов.
В новой редакции ст. 165 определено, что Минфин по согласованию с ФТС вправе установить порядок представления налогоплательщиком реестра таможенных деклараций, содержащего сведения о таможенном оформлении товаров в соответствии с таможенным режимом экспорта, с отметками пограничного таможенного органа Российской Федерации вместо таможенных деклараций (их копий) или реестра таможенных деклараций, содержащего сведения о фактически вывезенных товарах, с отметками таможенного органа Российской Федерации, подтверждающими факт помещения товаров под таможенный режим экспорта, вместо таможенных деклараций (их копий), представление которых предусмотрено при вывозе товаров в таможенном режиме экспорта трубопроводным транспортом или по линиям электропередачи; при вывозе товаров в таможенном режиме экспорта через границу Российской Федерации с государством - участником Таможенного союза, на которой таможенный контроль отменен; при вывозе  припасов в соответствии с таможенным режимом перемещения припасов.

Нормативный документ: ст. 27.3 Федерального закона от 5 августа 2000 года № 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах», введенная ст. 3 Федерального Закона от 26.11.2008 № 224-ФЗ


НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ

Суть новшества: Снижена налоговая ставка по налогу на прибыль

Комментарий: Основная налоговая ставка по налогу на прибыль снижена с 2009 г. с 24 до 20 % за счет сокращения на 4 процента отчислений в федеральный бюджет.

Нормативный документ: п. 1 ст. 284 НК РФ


Суть новшества: Изменена классификация отдельных объектов основных средств по амортизационным группам

Комментарий: Сроки полезного использования объектов, вводимых в эксплуатацию в 2009 г. и позднее, определяются уже с учетом изменений.
Объектов, находящихся в эксплуатации на 1 января 2009 г. эти нововведения не касаются, т.к. срок полезного использования определяется по объекту при его вводе в эксплуатацию и в дальнейшем, если и подлежит корректировке, то только в пределах амортизационной группы.

Нормативный документ: Постановление Правительства РФ от 12.09.2008 № 676 "О внесении изменений в классификацию основных средств, включаемых в амортизационные группы"


Суть новшества: Амортизационная премия может составлять до 30 % первоначальной стоимости объекта или расходов на капитальные вложения в него

Комментарий: Налогоплательщик имеет право включать в состав расходов отчетного (налогового) периода расходы на капитальные вложения в размере не более 10 процентов (не более 30 процентов - в отношении основных средств, относящихся к третьей – седьмой амортизационным группам) первоначальной стоимости основных средств (за исключением основных средств, полученных безвозмездно), а также не более 10 процентов (не более 30 процентов – в отношении основных средств, относящихся к третьей – седьмой амортизационным группам) расходов, которые понесены в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации основных средств.
Новые правила применяются к основным средствам, введенным в эксплуатацию начиная с 1 января 2008 года.
Амортизационная премия относится, как и прежде, к косвенным расходам в
Если налогоплательщик использует указанное право, соответствующие объекты основных средств после их ввода в эксплуатацию включаются в амортизационные группы (подгруппы) по своей первоначальной стоимости за вычетом не более 10 процентов (не более 30 процентов – в отношении основных средств, относящихся к третьей – седьмой амортизационным группам) первоначальной стоимости, отнесенных в состав расходов отчетного (налогового) периода, а суммы, на которые изменяется первоначальная стоимость объектов в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации объектов, учитываются в суммарном балансе амортизационных групп (подгрупп) (изменяют первоначальную стоимость объектов, амортизация по которым начисляется линейным методом) за вычетом не более 10 процентов (не более 30 процентов – в отношении основных средств, относящихся к третьей – седьмой амортизационным группам) таких сумм.
В случае реализации ранее чем по истечении пяти лет с момента введения в эксплуатацию основных средств, в отношении которых была применена амортизационная премия, суммы расходов, включенных в состав расходов очередного отчетного (налогового) периода подлежат восстановлению и включению в налоговую базу по налогу.

Нормативный документ: п. 9 ст. 258 НК РФ; п. 10 ст. 9 Федерального закона от 26.11.2008 № 224-ФЗ


Суть новшества: Установлен порядок амортизации капитальных вложений в объекты, полученные в безвозмездное пользование

Комментарий: Разрешено начислять амортизацию по объектам капитальных вложений в предоставленные по договору безвозмездного пользования объекты основных средств в форме неотделимых улучшений, произведенных организацией-ссудополучателем с согласия организации-ссудодателя.
Новшество распространяется на улучшения, сданные по актам выполненных работ не ранее начала налогового периода 2009 г.
При этом:
капитальные вложения, стоимость которых возмещается организации-ссудополучателю организацией-ссудодателем, амортизируются организацией-ссудодателем в общем порядке;
капитальные вложения, произведенные организацией-ссудополучателем с согласия организации-ссудодателя, стоимость которых не возмещается организацией-ссудодателем, амортизируются организацией-ссудополучателем в течение срока действия договора безвозмездного пользования исходя из сумм амортизации, рассчитанных с учетом срока полезного использования, определяемого для полученных объектов основных средств в соответствии с Классификацией основных средств.
Капитальные вложения в предоставленные по договору безвозмездного пользования объекты основных средств в форме неотделимых улучшений, произведенных организацией-ссудополучателем, не учитываются в составе облагаемых налогом на прибыль доходов.

Нормативный документ: п. 1 ст. 258, пп. 32 пункта 1 статьи 251 НК РФ


Суть новшества: Изменен порядок начисления амортизации

Комментарий: Налогоплательщик обязан с 2009 г. применять единый метод начисления амортизации ко всем объектам амортизируемого имущества – линейный или нелинейный.
Вне зависимости от установленного налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения метода начисления амортизации линейный метод начисления амортизации применяется в отношении зданий, сооружений, передаточных устройств, нематериальных активов, входящих в восьмую - десятую амортизационные группы, независимо от срока ввода в эксплуатацию соответствующих объектов.
Метод начисления амортизации разрешено изменять, внося соответствующие положения в учетную политику, причем линейный метод можно заменить на нелинейный с начала любого налогового периода, а с нелинейного метода вернуться к линейному – не ранее, чем через 5 лет применения нелинейного метода.
Амортизация нелинейным методом начисляется не по каждому объекту в отдельности, а по амортизационной группе в целом исходя из установленных ст. 259.2 НК РФ норм амортизации.

Нормативный документ: ст. 259, 2591, 2592, 322 НК РФ


Суть новшества: Изменены правила применения коэффициентов амортизации

Комментарий: Налогоплательщики с 2009 г. не вправе применять к основной норме амортизации специальный коэффициент до 3 по основным средствам, являющимся объектами лизинга, относящимся к первой - третьей амортизационным группам. С 2009 г. данное правило действует независимо от способа начисления амортизации: для объектов лизинга, амортизируемых как линейным, так и нелинейным способами.
С 2009 г. отменен понижающий коэффициент (0,5), ранее обязательный для автотранспортных средств: легковых автомобилей, первоначальной стоимостью свыше 600 000 (300 000) руб. и пассажирских микроавтобусов, первоначальной стоимостью свыше 800 000 (400 000) тыс. руб. (в зависимости от года ввода в эксплуатацию).
Организации, применявшие к основной норме амортизации специальный коэффициент 0,5 в отношении легковых автомобилей и пассажирских микроавтобусов, введенных в эксплуатацию до 2009 г., имевших первоначальную стоимость соответственно более 600 000 рублей и 800 000 рублей, с 1 января 2009 года указанный коэффициент не применяют.

Нормативный документ: Ст. 259(3) НК РФ, ст. 3 Федерального Закона от 26.11.2008 № 224-ФЗ


Суть новшества: Определен порядок оценки основных средств, выявляемых при инвентаризации

Комментарий: Если основное средство выявлено в результате инвентаризации, его следует оценивать в соответствии с п. 20 ст. 250 НК РФ, т.е по рыночной стоимости (с учетом п. 5 ст. 274 НК РФ).
Определение в НК РФ способа оценки названных объектов дает возможность амортизировать их и уменьшать выручку от реализации таких объектов на сумму их первоначальной (остаточной) стоимости, не опасаясь штрафных санкций, т.к ранее Минфин, ссылаясь на то, что порядок оценки основных средств, выявленных при инвентаризации, не определен законодательно, указывал, что налогоплательщик не вправе амортизировать их в налоговом учете; в случае реализации основных средств, выявленных в результате инвентаризации, по разъяснениям финансового ведомства, налогоплательщик не вправе был принять в уменьшение полученных доходов от реализации их рыночную стоимость на дату выявления также ввиду того, что этот механизм не был предусмотрен НК РФ (Письма Минфина от 15 февраля 2008 г. № 03-03-06/1/98, от 15 февраля 2008 г. № 03-03-06/1/97, от 25 января 2008 г. № 03-03-06/1/47, от 18 марта 2008 г. № 03-03-06/1/198).

Нормативный документ: ст. 257 НК РФ


Суть новшества: Предусмотрена статья расходов на обучение работников.

Комментарий: Расходы на обучение по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам относятся к прочим и начиная с 2009 г. уменьшают базу по налогу на прибыль при выполнении условий п. 3 ст. 264 НК РФ.
С 2009 г. не облагаются НДФЛ суммы платы за обучение налогоплательщика по основным и дополнительным общеобразовательным и профессиональным образовательным программам в российских образовательных учреждениях, имеющих соответствующую лицензию, либо иностранных образовательных учреждениях, имеющих соответствующий статус.
Суммы платы за обучение по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам не подлежат обложению ЕСН и взносами на обязательное пенсионное страхование.
Если работодатель заключает с работником на период учебы ученический до-говор (в качестве дополнительного к трудовому) и оплату обучения гарантирует именно этим договором, носящим гражданско-правовой характер, с суммы оплаты не нужно будет начислять и взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, т.к. объектом обложения взносами являются только выплаты по трудовым договорам (Постановление Правительства от 7 июля 1999 н. № 765).

Нормативный документ:
пп. 23 п. 1  и п. 3 ст. 264, п. 21 ст. 217,  пп. 16 п. 1 ст. 238 НК РФ.


Суть новшества:
Отменено нормирование расходов в виде суточных.

Комментарий:
Отнести на расходы правомерно суммы суточных в размерах, определенных локальным нормативным актом налогоплательщика.

Нормативный документ:
Пп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ


Суть новшества: Расходы на приобретение исключительных прав на программы для ЭВМ стоимостью менее 20 000 рублей и обновление про-грамм для ЭВМ и баз данных относятся к прочим расходам.

Комментарий: К указанным расходам до 2009 г. относились затраты менее 10 000 рублей. С 2009 г. сумма единовременно списываемых затрат на приобретение исключительных прав на программы для ЭВМ возрастает до 20 000 руб.

Нормативный документ: пп. 26 п. 1 ст. 264 НК РФ.


Суть новшества: Увеличен норматив расходов на добровольное медицинское страхование.

Комментарий: С 2009 г. норматив расходов на добровольное медицинское страхование работников возрос с 3 до 6 процентов от суммы расходов на оплату труда.

Нормативный документ: П. 16 ст. 255 НК РФ.


Суть новшества:
Взносы на накопительную часть трудовой пенсии разрешено включать в состав затрат в налоговом учете. Установлены налоговые льготы по ЕСН и НДФЛ в отношении этих взносов.

Комментарий: Предусмотренные Федеральным законом от 30 апреля 2008 года № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на  накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» взносы, начисляемые организацией, она имеет право относить к расходам на оплату труда в целях налогообложения прибыли суммы взносов работодателя в пределах установленного п. 16 ст. 255 НК РФ норматива: совокупная сумма взносов работодателей, уплачиваемых в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений», и платежей (взносов) работодателей, выплачиваемая по договорам долгосрочного страхования жизни работников, добровольного пенсионного страхования и (или) негосударственного пенсионного обеспечения работников, учитывается в целях налогообложения в размере, не превышающем 12 % от суммы расходов на оплату труда.
  Застрахованные лица освобождены от НДФЛ в отношении взносов работодателя, уплачиваемых в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений», в сумме уплаченных взносов, но не более 12 000 рублей в год в расчете на каждого работника, в пользу которого уплачивались взносы работодателем. Не начисляется НДФЛ и с суммы взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений, направляемые для обеспечения реализации государственной поддержки формирования пенсионных накоплений в соответствии с Федеральным законом № 56-ФЗ.
Взносы работодателя в уплаченной сумме, но не более 12 000 рублей в год в расчете на каждого работника, в пользу которого уплачивались взносы работодателя, не облагаются ЕСН.
Сам застрахованный работник в отношении взносов, уплаченных за его счет (напрямую или через работодателя), может воспользоваться социальным налоговым вычетом по НДФЛ.

Нормативный документ: П. 16 ст. 255, п. 38 и 39 ст. 217, пп. 7.1 п. 1 ст. 238, ст. 219 НК РФ


Суть новшества: Взносы на добровольное страхование ответственности и предпринимательских рисков, являющееся условием осуществления деятельности налогоплательщика разрешено включать в расходы.

Комментарий:
С 2009 г. статья расходов на страхование предусматривает расходы не на страхование имущества, а на имущественное страхование. К имущественному страхованию ст. 929 ГК РФ относит не только страхование имущества, но и страхование рисков гражданской ответственности (ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц, а в случаях, предусмотренных законом, также ответственности по договорам); а также страхование предпринимательских рисков (риска получения убытков от предпринимательской деятельности из-за нарушения своих обязательств контрагентами предпринимателя или изменения условий этой деятельности по не зависящим от предпринимателя обстоятельствам, в том числе рисков неполучения ожидаемых доходов).
Статья 263 НК РФ дополнена п. 10, разрешающим списывать расходы на виды добровольного имущественного страхования, если в соответствии с законодательством Российской Федерации такое страхование является условием осуществления налогоплательщиком своей деятельности (например, на страхование риска ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта, по страхованию ответственности за убытки и вред, причиненные радиационным воздействием, по страхованию ответственности оценщика при осуществлении оценочной деятельности,  по страхованию риска ответственности за нарушение договора обязательного аудита и др., предусмотренные законодательством).
Кроме того, п. 9 ст. 263 предусматривает списание расходов на добровольное страхование риска ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств, связанных с финансированием строительства и (или) со строительством олимпийских объектов, осуществляемое в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 1 декабря 2007 года № 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Нормативный документ:
Ст. 263 НК РФ


Суть новшества: Увеличен норматив расходов на проценты по долговым обязательствам.

Комментарий: На период с 1 сентября 2008 по 31 декабря 2009 г. приостановлено действие абзаца четвертого пункта 1 статьи 269 НК РФ.
В этот период налогоплательщик вправе при отсутствии долговых обязательств перед российскими организациями, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях, включать в расходы проценты в пределах 1,5 ставок ЦБ РФ, - при оформлении долгового обязательства в рублях и в пределах 22 процентам - по долговым обязательствам в иностранной валюте.
Из формулировки ст. 8 Федерального закона от 26.11.2008 № 224-ФЗ следует, что при наличии долговых обязательств перед российскими организациями, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях в период с 1 сентября 2008 г. до 31 декабря 2009 г. следует списывать в расходы проценты, фактически начисленные по долговому обязательству, если их размер существенно не отклоняется от среднего уровня процентов, взимаемых по долговым обязательствам, выданным в том же квартале на сопоставимых условиях

Нормативный документ:
ст. 8 и 9 Федерального закона от 26.11.2008 № 224-ФЗ.


Суть новшества: Определен порядок оценки МЗП, полученных при ремонте основных средств, при их отпуске в производство.

Комментарий: Материальные ценности, полученные при ремонте основных средств следует оценивать при отпуске в производство (эксплуатацию) по сумме налога на прибыль, исчисленного с таких ценностей в момент их отражении в составе доходов.

Нормативный документ: абз. 2 п. 2 ст. 254 НК РФ


Суть новшества: Изменен порядок учета расходов на НИОКР.

Комментарий: С 2009 г. дополнена правилом, согласно которому после установления Правительством специального Перечня НИОКР, расходы по таким работам   (в том числе не давшим положительного результата) будут признаваться в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, и включаться в состав прочих расходов в размере фактических затрат с коэффициентом 1,5.
Перечень на данный момент не утвержден

Нормативный документ: Ст. 262 НК РФ


Суть новшества: Изменен порядок ведения налогового учета расходов на освоение природных ресурсов.

Комментарий: С 2009 г. налогоплательщик имеет право выбора: расходы осуществленные налогоплательщиком, связанные с процедурой участия в конкурсе и формирующие стоимость лицензионного соглашения (лицензии) могут быть учтены в составе амортизируемых нематериальных активов или могут быть списаны в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в течение двух лет. Избранный налогоплательщиком порядок учета указанных расходов отражается в учетной политике для целей налогообложения.
При переходе налогоплательщика на порядок учета расходов на получение (приобретение) лицензии на право пользования недрами в составе прочих расходов расходы на приобретение лицензий, не учтенные в налоговой базе по налогу на прибыль организаций по состоянию на 1 января 2009 года, учитываются равными долями в течение 2009 и 2010 годов.
Кроме того, суммы расходов на проведение геолого-поисковых работ и геологоразведочных работ по разведке полезных ископаемых подрядным способом можно, начиная с 2009 г. списывать не дожидаясь завершения работ – поэтапно.

Нормативный документ: Ст. 325 НК РФ, ст. 5 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 158-ФЗ


Суть новшества: Вознаграждения и иные выплаты, осуществляемых членам совета директоров не уменьшают базу по налогу на прибыль.

Комментарий: Эти расходы и ранее не могли уменьшать базу по налогу на прибыль, так как выплаты производятся из чистой прибыли общества.
Теперь, опираясь на п. 3 ст. 236 НК РФ, можно однозначно говорить об отсутствии необходимости уплачивать ЕСН с рассматриваемых доходов.

Нормативный документ: п. 48.8 ст. 270 НК РФ


НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

Суть новшества: Порядок предоставления стандартных налоговых вычетов.

Комментарий: Стандартный вычет на самого налогоплательщика, не относящегося к льготным категориям, предоставляется до месяца, в котором доход превысит 40 000 руб.
Стандартный налоговый вычет на детей с 2009 г. составляет 1 000 ежемесячно и предоставляется на каждого ребенка у налогоплательщиков, на обеспечении которых находится ребенок и которые являются родителями или супругом (супругой) родителя или каждого ребенка у налогоплательщиков, которые являются опекунами или попечителями, приемными родителями, супругом (супругой) приемного родителя до месяца, в котором доход налогоплательщиков, облагаемый по ставке 13 % налоговым агентом, представляющим данный стандартный налоговый вычет, превысил 280 000 рублей. Начиная с месяца, в котором указанный доход превысил 280 000 рублей, налоговый вычет на ребенка, не применяется.
С 2009 г. налоговый вычет может предоставляться в двойном размере одному из родителей (приемных родителей) по их выбору на основании заявления об отказе одного из родителей (приемных родителей) от получения налогового вычета.
Остальные правила предоставления стандартных вычетов не претерпели изменений.

Нормативный документ: Ст. 218 НК РФ в ред. Федерального закона от 22 июля 2008 года № 121-ФЗ


Суть новшества:
Увеличен имущественный вычет на приобретение жилья.

Комментарий: Удвоен размер имущественного вычета на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них с 1 000 000 руб. до 2 000 000 рублей без учета сумм процентов по целевым займам (кредитам), фактически израсходованным на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них.
Действие новшества распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2008 года.

Нормативный документ:
пп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ в ред. Федерального закона от 26.11.2008 № 224-ФЗ; п. 6 ст. 9 Федерального закона от 26.11.2008 № 224-ФЗ


Суть новшества:
Налогообложение материальной выгоды от экономии на процентах по заемным средствам.

Комментарий: Налоговая база с 2009 г. формируется в случае превышения суммы процентов за пользование заемными (кредитными) средствами, выраженными в рублях, исчисленной исходя из 2/3 ставки ЦБ.

Нормативный документ: пп. 1 п. 2 ст. 212 НК РФ в ред. Федерального закона от 22 июля 2008 года № 158-ФЗ


Суть новшества: Введены льготы по выплатам на возмещение затрат работникам по уплате ими процентов по займам (кредитам) на приобретение и (или) строительство жилого помещения.

Комментарий: На период 2009 – 2011 гг. суммы, выплачиваемые организациями (индивидуальными предпринимателями) своим работникам на возмещение затрат по уплате процентов по займам (кредитам) на приобретение и (или) строительство жилого помещения, не будут облагаться НДФЛ, ЕСН, взносами на обязательное пенсионное страхование и будут учитываться в пределах норматива (3 % от фонда оплаты труда) в составе расходов на оплату труда в целях налогообложения прибыли.

Нормативный документ: п. 40 ст. 217, подпункт 17 пункта 1 статьи 238 и пункт 24.1 статьи 255 НК РФ, ст. 7 Федерального закона № 155-ФЗ


Суть новшества: Уточнен порядок налогообложения подарков, получаемых физическими лицами.

Комментарий: В 2008 г. физические лица, получающие облагаемые доходы в денежной и натуральной формах в порядке дарения, должны были самостоятельно (без участия налогового агента) уплачивать налог. Для этого им следовало подавать налоговую декларацию.
С 2009 г. обязанность налогоплательщика уплачивать налог самостоятельно сохраняется только в случаях получения облагаемых налогом подарков от физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.

Нормативный документ: пп. 7 п. 1 ст. 228 НК РФ


АКЦИЗЫ

Суть новшества: Розлив алкогольной продукции и пива, осуществляемый как часть общего процесса производства, приравнены к производству подакцизных товаров.

Комментарий: К производству приравниваются розлив алкогольной продукции и пива, осуществляемый как часть общего процесса производства этих товаров в соответствии с требованиями государственных стандартов и (или) другой нормативно-технической документации, которые регламентируют процесс производства указанных товаров и утверждаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, а также любые виды смешения товаров в местах их хранения и реализации (за исключением организаций общественного питания), но  только если в результате получается подакцизный товар, в отношении которого статьей 193 НК РФ установлена ставка акциза в размере, превышающем ставки акциза на товары, использованные в качестве сырья (материала).

Нормативный документ: п. 3 ст. 182 НК РФ


Суть новшества: Уточнен и порядок определения расчетной стоимости табачных изделий

Комментарий: Уточнен и порядок определения расчетной стоимости табачных изделий, в отношении которых установлены комбинированные налоговые ставки. Максимальная розничная цена представляет собой цену, выше которой единица потребительской упаковки (пачка) табачных изделий не может быть реализована потребителям предприятиями розничной торговли, общественного питания, сферы услуг, а также индивидуальными предпринимателями. Максимальная розничная цена устанавливается налогоплательщиком самостоятельно на единицу потребительской упаковки (пачку) табачных изделий отдельно по каждой марке (каждому наименованию) табачных изделий.
Причем под маркой (наименованием) с 2009 г. понимается ассортиментная позиция табачных изделий, отличающаяся от других марок (наименований) одним или несколькими из следующих признаков (а не всеми сразу, как раньше) - индивидуализированным обозначением (названием), присвоенным производителем или лицензиаром, рецептурой, размерами, наличием или отсутствием фильтра, упаковкой.

Нормативный документ: п. 2 ст. 187.1 НК РФ


Суть новшества:
Установлены новые ставки акцизов.

Комментарий:
С первого налогового периода 2009 г.  установлены новые ставки налога по подакцизным товарам (за исключением автомобильного бензина и дизельного топлива).

Нормативный документ: п. 1 статьи 193 НК РФ в ред. Федерального Закона от 22 июля 2008 года № 142-ФЗ


НАЛОГ НА ДОБЫЧУ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ

Суть новшества: Уточнен порядок определения количества добы-того полезного ископаемого.

Комментарий: При определении количества добытой нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной налогоплательщик должен определять ее в единицах массы нетто. При этом  массой нетто признается количество нефти за вычетом отделенной воды, попутного нефтяного газа и примесей, а также за вычетом содержащихся в нефти во взвешенном состоянии воды, хлористых солей и механических примесей, определенных лабораторными анализами.

Нормативный документ: ст. 339 НК РФ в ред. Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 158-ФЗ


Суть новшества: Изменение налоговых ставок.

Комментарий: Исключаются нормы, предусматривающие использование прямого метода учета количества добытой нефти на конкретных участках недр.
Нулевая ставка НДПИ устанавливается при добыче:
а) нефти на участках недр, расположенных севернее Северного полярного круга полностью или частично в границах внутренних морских вод и территориального моря, на континентальном шельфе Российской Федерации, до достижения накопленного объема добычи нефти 35 млн. тонн на участке недр и при условии, что срок разработки запасов участка недр не превышает 10 лет или равен 10 годам для лицензии на право пользования недрами для целей разведки и добычи полезных ископаемых и не превышает 15 лет или равен 15 годам для лицензии на право пользования недрами одновременно для геологического изучения (поиска, разведки) и добычи полезных ископаемых с даты государственной регистрации соответствующей лицензии на пользование недрами.
Для участков недр, лицензия на право пользования которыми выдана до 1 января 2009 года и степень выработанности запасов (Св) которых на 1 января 2009 года меньше или равна 0,05, налоговая ставка 0 рублей в отношении количества добытого на конкретном участке недр полезного ископаемого применяется до достижения накопленного объема добычи нефти 35 млн. тонн на участках недр, расположенных севернее Северного полярного круга полностью или частично в границах внутренних морских вод и территориального моря, на континентальном шельфе Российской Федерации, и при условии, что срок разработки запасов участка недр не превышает 10 лет или равен 10 годам начиная с 1 января 2009 года;
б) нефти на участках недр, расположенных полностью или частично в Азовском и Каспийском морях, до достижения накопленного объема добычи нефти 10 млн. тонн на участке недр и при условии, что срок разработки запасов участка недр не превышает семи лет или равен семи годам для лицензии на право пользования недрами для целей разведки и добычи полезных ископаемых и не превышает 12 лет или равен 12 годам для лицензии на право пользования недрами одновременно для геологического изучения (поиска, разведки) и добычи полезных ископаемых с даты государственной регистрации соответствующей лицензии на пользование недрами.
Для участков недр, лицензия на право пользования которыми выдана до 1 января 2009 года и степень выработанности запасов (Св) которых на 1 января 2009 года меньше или равна 0,05, налоговая ставка 0 рублей в отношении количества добытого на конкретном участке недр полезного ископаемого применяется до достижения накопленного объема добычи нефти 10 млн. тонн на участках недр, расположенных полностью или частично в Азовском и Каспийском морях, и при условии, что срок разработки запасов участка недр не превышает семи лет или равен семи годам начиная с 1 января 2009 года;
в) нефти на участках недр, расположенных полностью или частично на территории Ненецкого автономного округа, полуострове Ямал в Ямало-Ненецком автономном округе, до достижения накопленного объема добычи нефти 15 млн. тонн на участке недр и при условии, что срок разработки запасов участка недр не превышает семи лет или равен семи годам для лицензии на право пользования недрами для целей разведки и добычи полезных ископаемых и не превышает 12 лет или равен 12 годам для лицензии на право пользования недрами одновременно для геологического изучения (поиска, разведки) и добычи полезных ископаемых с даты государственной регистрации соответствующей лицензии на пользование недрами.
Для участков недр, лицензия на право пользования которыми выдана до 1 января 2009 года и степень выработанности запасов (Св) которых на 1 января 2009 года меньше или равна 0,05, налоговая ставка 0 рублей в отношении количества добытого на конкретном участке недр полезного ископаемого применяется до достижения накопленного объема добычи нефти 15 млн. тонн на участках недр, расположенных полностью или частично на территории Ненецкого автономного округа, полуострове Ямал в Ямало-Ненецком автономном округе, и при условии, что срок разработки запасов участка недр не превышает семи лет или равен семи годам начиная с 1 января 2009 года.
При расчете коэффициента, характеризующего динамику мировых цен на нефть (Кц) с 1 января 2009 г., средний за налоговый период уровень цен (в долл. США) нефти сорта «Юралс» следует умешать на 15, а не на 9 долларов.

Нормативный документ: абз. 1, 2 пп. 8, пп. 9 п. 1, пп. 10-12 п. 1 ст. 342 НК РФ, абз. 2, 6, 9 п. 4, абз. 1 п. 3 ст. 342 НК РФ в ред. Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 158-ФЗ


ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ

Суть новшества: Утверждены новые формы декларации и расчета по авансовому платежу по земельному налогу.

Комментарий:
Отчитываться по новой форме плательщики земельного налога должны начиная с расчетов за I квартал 2009 г.
В формах введено кодирование отчетных периодов, вида места представления расчета и декларации  налогоплательщиком, способа и вида представления расчета (декларации).
С 2009 г. расчеты авансовых платежей по налогу не подают налогоплательщики, применяющие УСН или ЕСХН.

Нормативный документ:
Приказ Минфина от 16 сентября 2008 г. № 95н


ТРАНСПОРТНЫЙ НАЛОГ

Суть новшества: Изменены ставки транспортного налога в регионах

Комментарий:
Ставки налога повышены, изменены льготы по налогу

Нормативный документ:
Закон г. Москвы «О транспортном налоге» от 9 июля 2008 года № 33;
Закон Московской области от 19.09.2008 № 120/2008-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «О транспортном налоге в Московской области».



ВСЕ МЕРОПРИЯТИЯ КОМПАНИИ
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ ОБУЧЕНИЯ
МОИ ОТЛОЖЕННЫЕ ПРОГРАММЫ
ПОИСК МЕРОПРИЯТИЯ
АБОНЕМЕНТЫ

на посещение

семинаров!
Новый вид обучения -

ВЕБИНАРЫ
(он-лайн семинары)


Учись на рабочем месте!

Семинары
за рубежом - прекрасная возможность отдохнуть и получить новые знания!

  Юридические
 
услуги

 
Создание сайта:
Студия Две Совы
Главная
Карта сайта Контакты Поиск