СЕМИНАРЫ
И ТРЕНИНГИ В МОСКВЕ



ЭКСКЛЮЗИВНЫЕ
СЕМИНАРЫ



СЕМИНАРЫ
ЗА РУБЕЖОМ



СЕМИНАРЫ
В РОССИИ



КУРСЫ
В МОСКВЕ




ВЕБИНАРЫ



КОНСУЛЬТАЦИИ



КОРПОРАТИВНОЕ
ОБУЧЕНИЕ



ЮРИДИЧЕСКИЕ
УСЛУГИ
Телефон
Статьи
РУБРИКИ :
Бухгалтерский учет и налогообложение
Право
Финансы
Управление и менеджмент
Кадровый менеджмент
Маркетинг
Продажи
Сервис, работа с клиентами, обслуживание клиентов
Реклама и PR
Деловая коммуникация
Оптимизация налогообложения


"Досудебное урегулирование налоговых споров с 2009 г."

Автор - Климова М. А.

С 2009 г. начал действовать новый порядок обжалования принимаемых ИФНС решений по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки:
1) о привлечении налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента) к ответственности за совершение налогового правонарушения;
2) об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Теперь налогоплательщик может обращаться в суд для обжалования таких решений только после обжалования в досудебной инстанции – вышестоящем налоговом органе (п. 5 ст. 101.2 НК РФ).

Важно, что указанный порядок касается исключительно дел о налоговых правонарушениях, выявленных в ходе камеральной или выездной налоговой проверки (ст. 101.1, п. 5 ст. 101.2, п. 1 ст. 138 НК РФ).

Например, решения о наложении штрафов за ведение деятельности без постановки на учет в налоговом органе или за непредставление в срок налоговой декларации, решение об отказе в зачете налога и т.д. можно сразу обжаловать в суде – без обращения в вышестоящий налоговый орган.

Последовательность и сроки совершения событий, происходящих по окончании  налоговой проверки, приведены в блок-схеме, составленной на основании положений п. 1, 5, 6 ст. 100, п. 1, 9 ст. 101, ст. 101.2, п. 1 ст. 101.3, п. 2 ст. 139, 140, 141 НК РФ.

Из схемы видно, что после составления акта проверки и вручения его налогоплательщику, последнему дается время на представление возражений по акту, а затем проводится рассмотрение акта и вынесение решения по нему. Решение должно вступить в силу по истечении 10 дней со дня вручения решения налогоплательщику. Само решение должно быть вручено налогоплательщику в течение пяти дней после дня его вынесения (все дни, упоминаемые в настоящей статье - рабочие).

Подача апелляционной жалобы на решение налогового органа в вышестоящую ИФНС отсрочит вступление решения в силу до дня его утверждения вышестоящим налоговым органом полностью или в части (п. 9 ст. 101) НК РФ.

При этом налогоплательщику не запрещено исполнить решение полностью или в части до вступления его в силу, даже если он подал апелляционную жалобу.

Подача апелляционной жалобы производится налогоплательщиком в добровольном порядке – до момента вступления решения в силу (п. 2 ст. 139 НК РФ).

Если апелляция не подавалась и решение начало действовать, у налогоплательщика остается право в течение года обжаловать в вышестоящий налоговый орган уже действующее решение (п. 3 ст. 101.2, п. 2 ст. 139 НК РФ). При этом по ходатайству налогоплательщика вышестоящий налоговый орган вправе приостановить исполнение обжалуемого решения.

С 2009 г. в любом из двух случаев - при подаче апелляционной жалобы или жалобы на вступившее в силу решение – обжалование в вышестоящий налоговый орган является  обязательным этапом на пути налогоплательщика в суд. В случае обжалования решения в судебном порядке срок для обращения в суд исчисляется со дня, когда налогоплательщику стало известно о вступлении решения в силу (п. 5 ст. 101.2, абз. 2 п. 1 ст. 138 НК РФ).

Порядок подачи жалоб в вышестоящую ИФНС определен п. 3 и 4 ст. 139 НК РФ:
- апелляционная жалоба подается в ИФНС, проверявшую налогоплательщика, а та, в свою очередь, обязана в течение трех дней направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган;
- жалоба на вступившее в силу решение подается в письменной форме непосредственно в вышестоящую инспекцию.

Важно, что в жалобе может быть акцентировано внимание не только на неправомерности налоговых и экономических претензий налогового органа, выраженных в акте и решении, принятом на его основании, но и на несоблюдении должностными лицами налоговых органов требований, установленных НК РФ, при проведении проверки или составлении акта. Эти причины также могут являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом (п. 14 ст. 101 НК РФ).

         


Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки также является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.

Основаниями для отмены указанного решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом могут являться иные нарушения процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, если только такие нарушения привели или могли привести к принятию руководителем (заместителем руководителя) налогового органа неправомерного решения.

Заявитель может отозвать жалобу на основании письменного заявления до принятия по ней решения. Это лишит его права на подачу повторной жалобы по тем же основаниям в тот же налоговый орган. Фактически, в рассматриваемом нами случае, это лишит его также права на рассмотрение дела в суде по инициативе налогоплательщика.

Если жалоба не была отозвана, она рассматривается вышестоящим налоговым органом. Информирование налогоплательщика о дате рассмотрения жалобы и его приглашение на рассмотрение НК РФ не предусмотрено.

По итогам рассмотрения апелляционной жалобы на решение вышестоящий налоговый орган вправе:
1) оставить решение налогового органа без изменения, а жалобу - без удовлетворения;
2) отменить или изменить решение налогового органа полностью или в части и принять по делу новое решение;
3) отменить решение налогового органа и прекратить производство по делу.
По итогам рассмотрения жалобы на вступившее в силу решение налогового органа вышестоящий налоговый орган (вышестоящее должностное лицо) вправе:
1) оставить жалобу без удовлетворения;
2) отменить решение и прекратить производство по делу о налоговом правонарушении;
3) изменить решение или вынести новое решение.

Решение вышестоящего налогового органа по жалобе принимается в течение одного месяца со дня ее получения. Срок может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) налогового органа для получения документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы, у нижестоящих налоговых органов, но не более чем на 15 дней. О принятом решении в течение трех дней со дня его принятия сообщается в письменной форме лицу, подавшему жалобу (ст. 140 НК РФ).

Требования к оформлению решения по апелляционной жалобе законодательством не определены.

Ныне действующий Регламент рассмотрения споров в досудебном порядке, утв. Приказом МНС России от 17.08.2001 № БГ-3-14/290, фактически устарел и не соответствует редакции НК РФ, действующей с 2007 г.

Новые регламент пока не утвержден.
 

Судебное обжалование решений налоговых органов производится путем подачи искового заявления в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством. Исковое заявление в суд может быть подано в течение трех лет считая со дня, со дня, когда налогоплательщику стало известно о вступлении в силу решения налогового органа по результатам налоговой проверки (абз. 2 п. 3 ст. 79, п. 5 ст. 101.2 НК РФ).




ВСЕ МЕРОПРИЯТИЯ КОМПАНИИ
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ ОБУЧЕНИЯ
МОИ ОТЛОЖЕННЫЕ ПРОГРАММЫ
ПОИСК МЕРОПРИЯТИЯ
АБОНЕМЕНТЫ

на посещение

семинаров!
Новый вид обучения -

ВЕБИНАРЫ
(он-лайн семинары)


Учись на рабочем месте!

Семинары
за рубежом - прекрасная возможность отдохнуть и получить новые знания!

  Юридические
 
услуги

 
Создание сайта:
Студия Две Совы
Главная
Карта сайта Контакты Поиск