СЕМИНАРЫ
И ТРЕНИНГИ В МОСКВЕ



ЭКСКЛЮЗИВНЫЕ
СЕМИНАРЫ



СЕМИНАРЫ
ЗА РУБЕЖОМ



СЕМИНАРЫ
В РОССИИ



КУРСЫ
В МОСКВЕ




ВЕБИНАРЫ



КОНСУЛЬТАЦИИ



КОРПОРАТИВНОЕ
ОБУЧЕНИЕ



ЮРИДИЧЕСКИЕ
УСЛУГИ
Телефон
Статьи
РУБРИКИ :
Бухгалтерский учет и налогообложение
Право
Финансы
Управление и менеджмент
Кадровый менеджмент
Маркетинг
Продажи
Сервис, работа с клиентами, обслуживание клиентов
Реклама и PR
Деловая коммуникация
Оптимизация налогообложения


НДФЛ с доходов граждан стран ЕАЭС: взгляд со стороны российской организации

Автор - Климова М. А.


Налогообложение доходов, выплачиваемых гражданам стран ЕАЭС, являющимся налоговыми резидентами РФ, осуществляется в соответствии с положениями НК РФ. Если же физическое лицо является налоговым резидентом одной из стран ЕАЭС, следует ориентироваться на особенности налогообложения, обозначенные в двусторонних соглашениях. Подробные разъяснения - в статье.

Доход от работы по найму в РФ

Евразийский экономический союз (далее — ЕАЭС) объединяет Российскую Федерацию, Республику Беларусь, Республику Казахстан, Кыргызскую Республику и Республику Армения.

Работающие в РФ граждане этих стран имеют ряд преференций в вопросах трудоустройства, налогообложения их доходов, социального обеспечения перед другими иностранными гражданами и лицами без гражданства.

В частности, согласно ст. 73 Договора о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014) (далее — Договор, Договор о ЕАЭС) доход налогового резидента (лица с постоянным местопребыванием) государства ЕАЭС в связи с работой по найму облагается в РФ по налоговым ставкам, предусмотренным для аналогичных доходов физических лиц — налоговых резидентов (лиц с постоянным местопребыванием) РФ, т. е. по ставке 13 % [1, п. 1 ст. 224].

Эта ставка применяется к доходам граждан стран ЕАЭС с первого дня их работы в РФ. Выгода очевидна, ведь граждане других стран до приобретения статуса налогового резидента РФ уплачивают НДФЛ по ставке 30 %.

Обязательное условие для применения ставки 13 %: работник должен быть не только гражданином, но и налоговым резидентом одной из стран ЕАЭС. При этом Договор не увязывает льготу со статусом налогового резидента именно страны своего гражданства. То есть льготу получит и гражданин Казахстана, который имеет постоянное местопребывание в Кыргызстане, Беларуси или Армении. В то же время, если 183 дня пребывания за 12-месячный период набираются только совокупно в двух и более странах ЕАЭС и ни в одной из них у гражданина нет центра жизненных интересов, он не будет признан налоговым резидентом ни одной страны ЕАЭС и не сможет претендовать на применение «авансом» ставки 13 % к его доходам. Такая же ситуация складывается, если гражданин Казахстана окажется налоговым резидентом любой другой страны мира, не входящей в ЕАЭС. Все сказанное о гражданине Казахстана (для примера) верно для гражданина Кыргызстана, Беларуси или Армении.

Как следствие, российский наниматель вправе с самого начала договорных отношений облагать НДФЛ доходы гражданина страны ЕАЭС от работы у него по найму наравне с доходами россиян, но обязательно должен удостовериться, что на этот самый «первый день работы» такой иностранец является налоговым резидентом страны ЕАЭС (см. письма Минфина России от 31.03.2017 № 03-04-05/18807, 24.11.2017 № 03-04-06/78093).

Так, налоговым резидентом Кыргызстана или Казахстана считается гражданин, который провел в стране не менее 183 дней в течение отрезка в 12 месяцев, заканчивающегося в текущем году (ст. 217 НК Республики Казахстан, ст. 23 НК Кыргызской Республики). А Беларусь и Армения признают налоговым резидентом гражданина, находящегося на территории страны не менее 183 дней в календарном году (ст. 17 НК Республики Беларусь, ст. 25 НК Республики Армения). Для определения налогового статуса также может иметь значение, где находится центр жизненных интересов физического лица, если это предусмотрено законодательством страны ЕАЭС.

Статус чаще всего можно определить по отметкам пограничного контроля в паспорте гражданина. Иностранец также вправе предоставить соответствующую справку из налоговых органов страны своего постоянного местопребывания.

От российского налогового органа специального удостоверения (подтверждения) для применения работодателем с первого дня работы иностранного гражданина ставки налога в размере 13 % в отношении доходов от работы по найму не требуется (письмо ФНС России от 30.04.2015 № ОА-3-17/1811@).

Стоит упомянуть и о том, что со всеми странами ЕАЭС у России есть двусторонние соглашения (конвенции) об избежании двойного налогообложения [2—5], в каждом из которых устанавливаются свои правила налогообложения доходов граждан этих стран от работы по найму в РФ, и эти правила не всегда согласуются с приведенным выше положением ст. 73 Договора. Какие же нормы нужно применять? Ответ на этот вопрос дает п. 3 ст. 6 Договора: в случае противоречий между международным соглашением в рамках ЕАЭС и Договором приоритет имеет Договор (письмо Минфина России от 10.03.2015 № 03-08-05/12342).

Применение такого подхода не вызовет возражений у налогового органа.

В то же время применение ставки НДФЛ 13 % к доходам гражданина страны ЕАЭС с первого дня его работы в России по найму не означает автоматического присвоения ему статуса налогового резидента РФ.

Чтобы окончательно определить, приобрел ли иностранец статус налогового резидента РФ в том или ином году (налоговом периоде), необходимо обратиться к российскому налоговому законодательству, поскольку этот вопрос Договором о ЕАЭС не регулируется (письмо Минфина России от 09.04.2015 № 03-04-06/20223).

Так, налоговым резидентом РФ признается физическое лицо, фактически находящееся в стране не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев [1, п. 2 ст. 207]. Период нахождения физического лица в РФ не прерывается на периоды его выезда за пределы территории РФ для краткосрочного (менее 6 месяцев) лечения или обучения, а также для исполнения трудовых или иных обязанностей, связанных с выполнением работ (оказанием услуг) на морских месторождениях углеводородного сырья.

Как поясняет Минфин России (см., например, письмо от 15.08.2016 № 03-08-05/47797), требование о непрерывности течения указанных 183 дней положения НК РФ не содержат, а дни въезда на территорию России и выезда из нее рассматриваются в качестве дней нахождения в РФ.

Обратите внимание:
в счет идут именно дни пребывания в РФ (речь идет не о работе по найму, тем более не о работе у конкретного работодателя); время, проведенное в стране ЕАЭС, как и в любых иных государствах, не учитывается при определении статуса налогоплательщика по итогам налогового периода.

Напомним, что в обязанности налогового агента входит правильное и своевременное исчисление, удержание из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации [1, подп. 1 п. 3 ст. 24, ст. 226]. Это обусловливает ответственность налогового агента за правильность определения налогового статуса физического лица — получателя дохода [1, статьи 24, 226] (письмо ФНС России от 22.05.2018 № БС-4-11/9701@).

С приобретением статуса налогового резидента РФ увязано право на получение гражданином страны ЕАЭС налоговых вычетов по НДФЛ, предусмотренных статьями 218—221 НК РФ [1, п. 3 ст. 210] (письма Минфина России от 09.04.2015 № 03-04-06/20223, 15.06.2018 № 03-04-05/ 40970).


Доход от работы по найму за пределами РФ

Граждане стран ЕАЭС могут быть наняты российской организацией или индивидуальным предпринимателем для работы в своих или третьих странах в интересах этого российского лица.

Положения ст. 73 Договора в такой ситуации неприменимы.

Поскольку граждане стран ЕАЭС не являются налоговыми резидентами РФ и получают доход от источников за пределами России [1, подп. 6 п. 3 ст. 208], такие доходы не подлежат обложению НДФЛ [1, п. 2 ст. 209]. Их налогообложение осуществляется в соответствии с законодательством иностранного государства (см. письма Минфина России от 29.12.2018 № 03- 04-05/96589, 26.03.2018 № 03-04-05/18898 и др.).

Примечательно, что вышесказанное распространяется и на столь популярную сегодня дистанционную работу, которую в интересах российского лица выполняет иностранец (письма Минфина России от 24.01.2019 № 03-04-05/3585, 21.11.2018 № 03-15- 05/83813, 01.08.2018 № 03-04-06/54292).


Иные доходы, полученные от работодателя

Помимо выплат за работу по найму, гражданин страны ЕАЭС может получать от российского работодателя иные доходы, на которые действие ст. 73 Договора не распространяется. При этом работодателю следует проверить, не облагаются ли они в льготном порядке на основании двусторонних международных соглашений.

Например, доход в виде материальной выгоды от экономии на процентах за пользование заемными средствами не относится к выплатам за наемный труд и не поименован в двусторонних соглашениях, поэтому облагается в РФ согласно нормам НК РФ, а именно: ставка НДФЛ для налогового резидента РФ составляет 35 % [1, п. 2 ст. 212]; для физического лица, не являющегося налоговым резидентом РФ, — 30% [1, п. Зет. 224].

Подарки, получаемые от российской организации или индивидуального предпринимателя, облагаются в РФ по следующей схеме: стоимостью не выше 4000 руб. за налоговый период обложению не подлежат [1, п. 28 ст. 217]; со стоимости подарка в части, превышающей 4000 руб., налог взимается по ставке 13 % для налогового резидента РФ [1, п. 1 ст. 224] и 30 % для нерезидента [1, п. 3 ст. 224]. Как видим, ни статус налогоплательщика, ни его гражданство не влияют на право использования им налоговой льготы, предусмотренной ст. 217 НК РФ, в виде освобождения от НДФЛ стоимости подарка в пределах 4000 руб.

Если работодатель решил оплатить отдых гражданина ЕАЭС (а возможно, и членов его семьи) на территории России и при этом намерен включить соответствующие затраты в расходы в целях налогообложения (на основании п. 24.2 ст. 255 НК РФ), то воспользоваться льготой по НДФЛ, предусмотренной п. 9 ст. 217 НК РФ, нельзя. То есть доход каждого отдыхающего в виде стоимости путевки, проезда, экскурсий и т. п. облагается НДФЛ по той же схеме: по ставке 13 или 30 % в зависимости от налогового статуса гражданина.

По такому принципу облагаются и другие доходы граждан стран ЕАЭС, не связанные с работой по найму в РФ и не упомянутые в двусторонних соглашениях.

При этом важно помнить, что согласно положениям ст. 209 НК РФ объектом налогообложения НДФЛ признается доход, полученный налогоплательщиками:

1) от источников в России и (или) от источников за ее пределами — для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами РФ;
2) от источников в России — для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ.

Место получения дохода определяется по правилам ст. 208 НК РФ.


Выплаты членам совета директоров

Выплаты членам совета директоров или иного подобного органа считаются доходами от источников в РФ, если они производятся за управление организацией — налоговым резидентом РФ, местом нахождения (управления) которой является Россия [1, подп. 6 п. 1 ст. 208]. Такие доходы подлежат налогообложению в РФ независимо от налогового статуса физического лица [1, статьи 207,209].

Обратите внимание: если международным соглашением установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные НК РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, применяются правила и нормы международного соглашения [1, п. 1 ст. 7].

Во всех двусторонних соглашениях между Правительством РФ и правительствами Армении, Кыргызстана, Казахстана, Беларуси упоминается такой вид доходов, как гонорары директоров. При этом выплаты, получаемые лицом с постоянным местожительством в одном государстве в качестве члена совета директоров или аналогичного органа организации другого договаривающегося государства, могут облагаться налогом в этом другом государстве [2, ст. 15; 3, ст. 16; 4, ст. 16; 5, ст. 15].

Как поясняет Минфин России (письмо от 11.12.2018 № 03-04-06/89876), такая формулировка предоставляет Российской Федерации право налогообложения вознаграждения, выплачиваемого российской организацией членам совета директоров — резидентам других государств. Налог (по ставке 13 % для налогового резидента РФ и 30 % — для нерезидента) должен исчислить, удержать и перечислить в бюджет российский налоговый агент — источник такой выплаты.


Дивиденды

К доходам от источников в РФ относятся и дивиденды, полученные от российской организации [1, подп. 1 п. 1 ст. 208].

Как следствие, такой доход облагается в РФ, но с учетом положений двусторонних соглашений. Последние, однако, определяют первоочередное право налогообложения дохода в виде дивидендов, полученного налоговым резидентом страны ЕАЭС в России. Так, в Беларуси ставка налога с дивидендов, полученных от российской организации, составляет 15 % [2, ст. 9]; в Казахстане — 10 % [3, ст. 10]; Кыргызстане — 10 % [4, ст. 10]; в Армении — 5 %, если резидент Армении прямо владеет не менее 25 % уставного капитала предприятия, 10 % — во всех остальных случаях [5, ст. 10].

Если сравнить данные ставки с базовой ставкой НДФЛ в отношении этого вида доходов для нерезидентов — 15 % [1, п. 3 ст. 224], то налицо преимущества, которыми могут воспользоваться налоговые резиденты Армении, Казахстана и Кыргызстана благодаря двусторонним соглашениям (см. также письмо Минфина России от 14.06.2017 № 03-08- 05/36971).


Роялти и доходы от отчуждения исключительных прав

В силу подп. 3 п. 1 ст. 208 НК РФ доходы, полученные от использования в России авторских или смежных прав, представляют собой доходы от источников в РФ.

По общему правилу, НДФЛ с таких доходов уплачивается в России как резидентами, так и лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ [1, ст. 209].

Правообладатели — налоговые резиденты Казахстана, Кыргызстана и Беларуси — могут рассчитывать на исчисление налога по льготной ставке — 10 % [2, ст. 11; 3, ст. 12; 4, ст. 12] (см. также письмо Минфина России от 19.04.2013 № 03-08-05/13625).

Что касается Армении, то доходы от авторских прав и лицензий, возникающие в РФ и выплачиваемые резиденту Армении, облагаются налогом только в этой стране [5, ст. 12]. Вследствие приоритета международного права российский источник выплаты в данном случае налог не удерживает.

Под доходами от авторских прав и лицензий двустороннее соглашение с Арменией подразумевает платежи любого вида, получаемые в качестве возмещения за пользование или за предоставление права пользования авторскими правами на любые произведения литературы, искусства и науки, включая кинофильмы и записи для радиовещания и телевидения, за любой патент, товарный знак, торговую марку, дизайн или модель, план, секретную формулу или процесс, или за пользование или предоставление права пользования промышленным, коммерческим или научным оборудованием, или за информацию, касающуюся промышленного, коммерческого или научного опыта (ноу-хау).

Совсем по-другому обстоят дела с доходом от отчуждения исключительных прав. Об этом виде доходов прямо не упоминается ни в одной из статей двусторонних соглашений, поэтому применяются правила, установленные для других доходов.

Так, только налоговые резиденты Республики Беларусь могут уплачивать НДФЛ с дохода от отчуждения исключительного права российскому лицу в РФ [2, ст. 18] (письмо ФНС России от 11.12.2014 № ОА-4-17/25731@), остальные же — в своих странах [3, ст. 21; 4, ст. 22; 5, ст. 20]. В России будет уплачен налог с такого дохода и теми гражданами стран ЕАЭС, у которых имеется статус налогового резидента РФ.

При получении физическими лицами от организации вознаграждения по договорам об отчуждении исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности следует учитывать положения подп. 2 п. 1 ст. 228 НК РФ, согласно которым исчисление и уплату налога в этом случае физические лица производят самостоятельно (см. письмо Минфина России от 22.06.2017 № 03-15-06/39331).


Другие виды доходов

При налогообложении доходов, выплачиваемых гражданам стран ЕАЭС, являющимся налоговыми резидентами РФ, следует руководствоваться исключительно положениями НК РФ.

Если же физическое лицо является налоговым резидентом одной из стран ЕАЭС, следует ориентироваться на особенности налогообложения, обозначенные в двусторонних соглашениях. В них (помимо рассмотренных выше) определены правила налогообложения доходов в виде процентов, от отчуждения имущества, от независимой личной деятельности, доходов артистов и спортсменов, доходов от государственной службы, сумм, выплачиваемых студентам и стажерам, и других доходов.

Российская сторона также может сотрудничать с гражданами стран ЕАЭС, зарегистрированными в РФ в качестве индивидуальных предпринимателей. Получить такой статус вправе иностранцы, временно или постоянно проживающие в РФ (п. 3 ст. 8, п. 1 ст. 22.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-Ф3 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», п. 1.2 письма ФНС России от 04.07.2016 № ГД-4-14/11938@). Эти лица самостоятельно уплачивают налоги со своих доходов в соответствии с применяемым налоговым режимом, так же как и индивидуальные предприниматели с российским гражданством.

С 2019 года у российских хозяйствующих субъектов появился еще один вид взаимоотношений с гражданами стран ЕАЭС: последние могут выступать в качестве самозанятых в рамках проведения эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» (НПД) в Москве, Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан. В отличие от любых других иностранных граждан, граждане Беларуси, Казахстана, Армении и Кыргызстана вправе зарегистрироваться как налогоплательщики НПД (п. 3 ст. 5 Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ, письмо Минфина России от 24.01.2019 № 03-11-11/3577, информация ФНС России «О регистрации граждан ЕАЭС в качестве самозанятых»). Они уплачивают НПД самостоятельно, выплаты им не облагаются страховыми взносами, а особенности взаимоотношений с ними, в том числе в части учета возникающих у российских партнеров расходов, определяет Федеральный закон от 27.11.2018 № 422-ФЗ.


Литература

1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая от 31 июля 1998 г. № 146-Ф3 и вторая от 5 авг. 2000 г.
№ 117-Ф3 (с изм. и доп.).
2. Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь от 21.04.1995 «Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество»//
Собр. законодательства Рос. Федерации. 1997. № 7. ст. 809.
3. Конвенция между Правительством РФ и Правительством Республики Казахстан от 18.10.1996 «Об устранении двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доход и капитал»// Собр. законодательства
Рос. Федерации. 1998. № 11, ст. 1243.
4. Соглашение между Правительством РФ и Правительством Киргизской Республики от 13.01.1999 «Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы»// Собр. законодательства Рос. Федерации. 2007. № 26, ст. 2593.
5. Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Армения от 28.12.1996 «Об устранении двойного налогообложения на доходы и имущество» (с изм. и доп.).




ВСЕ МЕРОПРИЯТИЯ КОМПАНИИ
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ ОБУЧЕНИЯ
МОИ ОТЛОЖЕННЫЕ ПРОГРАММЫ
ПОИСК МЕРОПРИЯТИЯ
Максимальную скидку
за обучение можно получить приобретая
АБОНЕМЕНТЫ
на семинары
и вебинары!
Нет времени на посещения семинаров?

Выход есть!

Участвуйте в ВЕБИНАРАХ и ОНЛАЙН-ТРАНСЛЯЦИЯХ!
  Юридические
 
услуги

  Фонд "Подари жизнь"
Создание сайта:
Студия Две Совы
Главная
Карта сайта Контакты Поиск